?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Довольно часто я получаю письма такого рода: «Как можно взаимодействовать с сотрудниками, которым покровительствуют руководители и владельцы предприятий, если эти сотрудники находятся в твоем подчинении? Как быть с кастой «неприкасаемых», которые, пользуясь своими «особыми» отношениями с руководством, особенно не выкладываются на работе?»

Вопрос, действительно, очень болезненный, учитывая, что таких случаев немало, а по моим внутренним ощущениям в последнее время их становится все больше и больше.

Давайте предположим, что у собственника Вашей организации есть какой-нибудь племянник-шалопай, который не может устроиться ни в фастфуд, ни в промоутеры, ни курьером, ни на какую-нибудь другую должность, которая не предполагает обладание специальными компетенциями. И вот первое лицо Вашей компании принимает решение дать ему школу жизни в Вашей компании и, более того, в Вашем непосредственном подчинении.
Первое, что я хочу сказать, что он имеет на это право. Любой собственник бизнеса имеет право делать со своим бизнесом все, что угодно, так как он его родитель, и он несет все риски за ведение своей предпринимательской деятельности и за свои управленческие решения. Он может кого угодно взять на работу, кого угодно уволить, закрыть бизнес, вывести деньги и потратить их на новый загородный дом или дать Вам долю в бизнесе. И когда собственника пытаются обвинить в каких-либо подобных решениях, я всегда встаю на его сторону. Он имеет на это право, и расплачиваться за свои ошибки в первую очередь будет он сам.

А вот наемный топ-менеджер или менеджер любого другого звена, на мой взгляд, не имеет права брать на работу некомпетентных людей и обкладываться ими с разных сторон. Задача наемных руководителей защищать интересы бизнеса, и когда они начинают «пристраивать» своих людей, не годных к выполнению задач, а тем более пристраивать их не в свое прямое подчинение, я бы воспринимал это с опаской. Я считаю, что такие действия говорят о слабости менеджеров и неумении отказывать. За 13 лет работы в своей компании на меня выходили с разных сторон десятки, а может быть даже и сотня разных людей: одноклассники, сослуживцы, друзья родителей, старые знакомые и разные другие замечательные люди с просьбой «устроить к себе» хороших мальчиков и девочек. Мой ответ был всегда одинаковым: «С удовольствием примем на работу Вашего кандидата, но в нашей компании порядок следующий: ему нужно будет лично пройти все этапы приема на работу на общих основаниях. С этим я помочь не смогу. Давайте я дам телефон службы персонала, чтобы Вы узнали, какие у нас открыты вакансии». Как Вы догадываетесь, никого из моих знакомых такой подход не устраивал. Большая часть из них даже не пытались записаться на собеседование, просто обижались на меня и пропадали из моей жизни навсегда.

Второе, что хочется отметить, далеко не все люди, устроенные по блату – ортодоксальные негодяи и лодыри. Среди них такое же количество самоотверженных и толковых ребят, как и на рынке труда. Не много, но и не мало. Не все люди, у которых есть «крыша» и личный покровитель, начинают пользоваться этим. Поэтому относить всех таких кандидатов к особой когорте не нужно. Если человек просто не знает, как себя вести, дайте ему почитать мой предыдущий пост в LiveJournal про то, что Вам делать, если Вы сам блатной. Возможно, человек облагоразумится после его прочтения и начнет себя вести более аккуратно и правильно.

Но основная речь, конечно же, пойдет о тех сотрудниках, которые чувствуют свою абсолютную неприкосновенность, начинают пользоваться этим: опаздывают на работу, обедают по 1,5 часа, не выкладываются при выполнении задач, могут надерзить руководителю и в принципе работают спустя рукава. Думаю, у каждого в жизни был такой персонаж, а если еще не было, то это предстоит пройти. Так что – готовьтесь.
Если у Вас работает брат, сват, дочь, племянница, любовница, одноклассница первых лиц Вашей компании, будьте уверены, что Вы участвуете в реалити-шоу. Только трансляция этого шоу идет не с камер наружного наблюдения, а через призму субъективного мнения о происходящем в Вашем подразделении вот этого самого «блатного» сотрудника, и выводится трансляция не в прайм-тайм на центральном телевидении, а аккуратно в мозг того самого покровителя где-нибудь на его кухне. Это всегда угроза, и это нужно понимать. И у любого менеджера, по сути, есть 2 пути поведения в такой ситуации:
1)     Лебезить и подстраиваться.
2)     Оставаться верным своим принципам.
Про первый вариант писать особо нечего. Есть руководители, которые пытаются завоевать себе очки в копилку за счет того, что угождают чьему-то протеже, всячески рисуются перед первыми лицами через этого человека, надеясь на ответную милость государеву. Я считаю, что это неправильный менеджмент.

Что касается второго варианта, то это путь к результатам вне зависимости от того, какими ресурсами располагает менеджер. Работа любого руководителя – это его результаты, и если этим результатам кто-то пытается помешать, нужно принимать решение о том, что такого человека в Вашем подчинении быть не должно.

Однажды, когда я был менеджером среднего звена, ко мне в подразделение попала одна приятная девушка, но уже в первый рабочий день она опоздала на работу. Я попросил ее руководителя отреагировать на это опоздание, и он провел с ней воспитательную беседу. Второй день – и снова опоздание, на этот раз ее попросили написать объяснительную записку. Третий день история повторяется. Тогда я попросил ее руководителя привести её в мой кабинет, где у нас случился следующий диалог:
Я: - Это, как минимум, некрасиво. Вы еще не успели начать здесь работать, а уже все о Вас говорят. Три опоздания за первые три рабочих дня – такого у меня никогда не было. Думаю, что этот наш разговор должен все расставит на места. Что нам нужно сделать, чтобы Вы приходили вовремя?
Сотрудница: - Мне сказали, еще до того, как я к Вам пришла, что опоздание на 20 минут не является критичным, поэтому я и согласилась пойти к Вам работать.
Я: - И кто же, простите, Вам такое мог сказать?
Сотрудница: - Михаил Михайлович.
Я: - Откуда ты его знаешь?
Сотрудница: - Он мой дядя….

Нужно сказать, что Михаил Михайлович был одним из первых лиц нашей компании и очень влиятельным человеком. Буквально за мгновение я ощутил, как меч возмездия проникает в мою плоть за то, что я обидел его племянницу. Это было крайне неприятное ощущение, скажу я Вам. И вот я оказался перед выбором: попробовать угодить Михаилу Михайловичу и пойти навстречу новой сотруднице, или быть верным самому себе и своим принципам, но при этом попасть под угрозу расставания со своей должностью. За пару секунд я представил себе, как я буду смотреть в глаза своим подопечным, если позволю кому-то вести двойную игру и нарушать установленные мной правила. Как я буду оправдываться перед коллегами и объяснять им, что кому-то можно опаздывать, а кому-то нет. Как я собственноручно предам то, что для меня самого является ценным – дисциплину в отделе продаж. И после этой небольшой паузы я сказал:
- Михаил Михайлович ошибся. У меня в подразделении опаздывать нельзя. Если Вы хотите  опаздывать, ищите себе другую работу где угодно, но не у меня.
Обиженная сотрудница пошла увольняться, а я сидел и ждал расплаты за свое решение. Но ни через день, ни через три, ни через месяц возмездие ко мне не пришло. Видимо, мне повезло, что Михаил Михайлович оказался грамотным менеджером, и не стал ввязываться в такие вопросы, и я допускаю, что таких как он единицы на сотни, а то и на тысячи руководителей…

Что же делать, когда покровитель не похож на Михаила Михайловича?

Я бы рекомендовал попробовать договориться с сотрудником. Раз, два, три… десять. Определить для себя границу, где кончается здравый смысл и, после того, как эта граница будет пройдена, начать операцию по выведению сотрудника из-под прямого подчинения. Возможно, даже привлечь самого покровителя к тому, чтобы облагоразумить такого подчиненного.
Я все-таки верю в то, что большая часть высокопоставленных руководителей – это люди, умудренные опытом и жизнью, и что Вас услышат. Особенно, если они поймут, что большую часть своей управленческой энергии Вы тратите не на созидание, а на то, чтобы попробовать выстроить отношения со своим новым коллегой. Вместо добывания результата. Вместо. Добывания. Результата.



Ну а если все-таки и в этом случае не получается договориться ни с одной из сторон, а желание продолжать работать с этими менеджерами в этой компании перекрывает все остальные желания, то рекомендую воспользоваться кейсом, который мне поведала одна из участниц моих мастер-классов из Казахстана.
Попробую воспроизвести историю от первого лица.
«Так получилось, что мне в подчинение была навязана родственница нашего первого лица. Более того, мне пришлось взять её к себе в личные помощники. Она всячески пользовалась своим положением и неприкосновенностью, и каждый раз я тратила неимоверное количество усилий, чтобы выполнялись элементарные задачи типа «отксерить вот эту пачку документов». Но однажды мое терпение лопнуло.
На завтрашний день у меня была запланирована очень важная презентация, и мне нужно было подготовить документы для участников мероприятия. Задача была очень простая, и я поручила ее выполнение своей новоиспеченной помощнице. Та заверила меня, что к утру все будет готово, и я спокойно погрузилась в свою презентацию, чтобы завтра быть на высоте. И тут в 23.30 я получаю смс от своей подчиненной, что сделать она свою работу не успеет, и она даже не приступала к выполнению этой задачи. Если сказать, что я была злая в этот момент, то это не сказать ничего. Моей ярости не было предела.

В итоге до пяти утра я все успела сделать своими силами, и презентация прошла успешно.  Но после нее я собрала всех руководителей, которые могли ставить этой девочке задачи, и сказала им:
-  Дорогие друзья, у нас в офисе работает Катя (пусть ее зовут так). Она у нас с сегодняшнего дня получает статус «Самый офигительный сотрудник», и не просто так, а заслуженно. Шкала офигительности Кати такая высокая, что я прошу каждого из Вас не поручать ей вообще никаких заданий, даже самых элементарных. Ни одной просьбы в ее адрес быть не должно. Мы ей будем платить зарплату просто так. За то, что она есть у нас, такая офигительная.
И в адрес Кати перестали поступать любого рода распоряжения, просьбы и задачи. Катя попала в изоляцию и начала ходить на работу просто так. День без работы, второй, третий, четвертый….

На пятый день Катя взвыла, прибежала ко мне, и начала раскаиваться в своем неправильном поведении и извиняться за ошибку. Катя очень хотела быть нужной хоть в чем-то, как хочет быть нужным любой человек на планете.

С тех пор мы работаем с ней несколько лет, и сотрудника более преданного своему делу я пока не встречала. Это моя правая рука, и она больше никогда меня не подводит».

Вот такая замечательная и поучительная история. Когда менеджер умело создает условия, в которых человеку возвращается его непотребное поведение, и подчиненный осознает сам всю глубину содеянного.
Возможно, и у Вас есть кейсы на эту тему. Пишите на batyrevmaxim@ya.ru, делитесь своими успешными историями разрешения подобных ситуаций. Нужно делать сильнее друг друга, ведь все мы – это #менеджерскоебратство

До встречи в Вашем городе!



Приглашаю Вас на свои ближайшие открытые мастер-классы:
- 25 марта, Нижний Новгород - http://www.nspnn.ru/calendar/batirev/
- 29 марта, Тольятти - http://batyrev.levelupcompany.ru/
- 31 марта, Красноярск - http://xn--80aacfopnod6bgq1j.xn--p1ai/
- 5 апреля, Волгоград - http://www.tatoomanagervolgograd.ru/
- 2 апреля, Вологда - http://sv35.ru/
- 7 апреля, Орёл - http://oreltraining.ru/batyrev
- 16 апреля, Киев - http://batyrev.s-people.com.ua/
- 19 апреля, Санкт-Петербург - http://www.maxbatyrev.real-you.ru/
- 16 мая, Киров - http://www.batyrev.consultantkirov.ru/
- 18 мая, Тбилиси - http://www.kombatseminar.ru/tbilisi/
- 27 мая, Санкт-Петербург - http://digitaleconf.ru/
- 29 мая, Москва - http://www.batyrev-moscow.com/
- 30 мая, Москва - http://www.batyrev-moscow.com/
Полное расписание можно посмотреть на www.batyrev.com
Буду рад общению с Вами
- на странице книги "45 татуировок менеджера": https://www.facebook.com/45TatuirovokMenedzhera

Comments

( 10 comments — Leave a comment )
exobravo
Mar. 24th, 2016 10:35 am (UTC)
Я уже писал в комментариях у Вас в Facebook, что если я устроился на работу по знакомству - на мне двойная ответственность, т.к. я рискую не только своей репутацией, но и репутацией того, кто меня привел.

Касаемо обращения с просьбой устроить на работу. У меня в биографии есть один момент, затрудняющий прохождение собеседования с HR. Непрофильное образование. При этом до разбора опыта работы дело часто не доходит. Поэтому когда я обращаюсь с просьбой помочь в устройстве на работу, я имею в виду: дай возможность показать свои знания, а не быть отсеянным на стадии формального собеседования.

Я обращался с такой просьбой к человеку, который формально является моим родственником. Он был на сравнимой с Вами позиции. Я видел, как такие вопросы решаются одним письмом по электронной почте. Человек сказал "ОК" и никаких действий не предпринял. Я все понял, более этого человека родственником не считаю. Каждый имеет право на свой выбор и должен нести за него ответственность.
papa_drulik
Mar. 24th, 2016 11:01 am (UTC)
Спасибо за статью, интересно!
clouds_clouds
Mar. 24th, 2016 11:33 am (UTC)
Очень интересно и как всегда, все по делу)
uriy76
Mar. 24th, 2016 12:19 pm (UTC)
Поучительно.
salt_room
Mar. 24th, 2016 08:11 pm (UTC)

Добрый день. Спасибо за статью. У меня такой вопрос, я столкнулся недавно с такой ситуацией. Есть у меня сотрудник, который всячески игнорирует мои просьбы, не приходит в указанное время на встречу со мной, настраивает коллектив против руководителя и в целом работает не эффективно. Я решил уволить сотрудника, но столкнулся с тем, что сам сотрудник уходить не хочет, и заявление по собственному писать отказывается. У меня по сути нет законного основания его уволить. Как быть в такой ситуации? Спасибо.

isa119
Apr. 12th, 2016 08:52 am (UTC)
Вопрос не мне, но если позволите...
В нашей организации нет такого понятия как "уволить". Плохой боец уходит сам, для него просто невыносима обстановка, которая благодатна для хорошего.
Порицание (обязательно публичное, можно - безлично, если так легче), кооптация, разговоры и внушение. Обязательно - решать любой вопрос на месте возникновения, не откладывать. Личный пример, обязательно с публичным сравнением результатов и анализом.
Он либо "вылечиться", либо уйдет.
PS: Ни в коем случае не давать оценку личности и не допускать травли.
salt_room
Apr. 12th, 2016 07:13 pm (UTC)

Спасибо.

finansm
Mar. 29th, 2016 04:16 am (UTC)
все не так однозначно.
в одном из филиалов, работают в основном родственники.
и по показателям это лучший из филиалов.
ведь ответственность идет не только по работе, но и по родственным связям, где осуждение на уровне родни намного хуже.

isa119
Apr. 12th, 2016 08:45 am (UTC)
Незнакомая проблема
Во всех организациях, где я когда-либо работал, с "блатного" спрашивали с особым пристрастием, вероятно оттого, что никто из "покровителей" деньги рисовать не умел.
Вообще ситуация, на мой взгляд, возможна только в очень богатой организации в подразделении непосредственно не влияющем на конечный результат.
lesnik_ivan
Jan. 24th, 2017 01:18 pm (UTC)
Ошибка в этой статье
Я думаю, что подход не до конца корректный, причем ошибка вкралась в самом начале в контексте "хозяин-барин".

Компания, организация, общество - все эти слова встречаются в уставных документах и в разговоре. Их смысл прост - работает группа людей, производящих полезный продукт для другой группы людей. Не один директор работает, а несколько людей. И директор без людей - ничто.

Это из арии про то, что самый главный актив любой компании - люди.

Если есть причина опасаться угрозы со стороны директора в случае наезда на его родственника, то это глупый директор. А раз вас (условного вас) такая тема волнует, то вы умный человек. Но ведь, умный не станет работать на глупого. Поэтому отчекрыжьте по всей строгости этого блатного и ищите себе место, где не будет подобной угрозы. А когда разбегутся такие спецы, как вы, директор почешет репу и прыгнет с моста.

Сейчас идут времена, когда подобные инциденты будут резко сокращаться в количестве, потому как есть понимание у владельцев бизнеса и иже с ним, что блатные только все портят.

---

Знаете, что добавить стоит в конце статьи, мне кажется:

Прежде, чем устраиваться на работу, наведите справки про владельца (и других местных царьков). Поговорите в курилке с работниками до собеседования, в кадрах задайте несколько вопросов, пошерстите интернеты локальные и т.д. То есть узнайте обстановку вокруг болезненных для вас тем, прежде, чем подписывать трудовой договор. Если вы поймете, что в компании масло протекает, то бегите оттуда и не будет в будущем у вас проблем.

Если же вам светит высокая зарплата и ради нее вы готовы потерпеть, тогда устраивайтесь на работу, но более никогда не скулите, ибо вы продались на первой ступеньке.

----

Edited at 2017-01-24 01:20 pm (UTC)
( 10 comments — Leave a comment )






Поиск по блогу
Яндекс




Рейтинг блогов



Locations of visitors to this page


Максим Комбат Батырев

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Taylor Savvy